Логин:  
 
Пароль:  
    
Забыли пароль? логин?
Регистрация

                     
                    e-mail: garage17@bk.ru


FIAT Brava
Автор: Administrator   

 

 

                               FIAT Brava Итальянский «мученик»

 

     Середина марта – работы нет.  Звонит человек с вопросом по замене ремня ГРМ на автомобиле FIAT Brava. Из разговора стало ясно, что местные сервисмены не хотят ее делать из-за отсутствия специнструмента. Позднее выяснилось, что замена ремня требовалась не по регламенту, а потому что СОСКОЧИЛ!  Это сразу насторожило и, мгновенно, появились мысли, что ремонт будет долгим. В итоге договорились встретиться и посмотреть машину.  Автомобиль врос в сугроб, да и смотреть на улице особо не на что, поэтому прицепили ее к грузовичку и погнали в гаражи. На протяжении всего пути  заднее правое колесо тащило волоком – примерзло и заклинило.  В общем, пришлось изрядно повозиться с доставкой машины в бокс. Цель достигнута, можно приступать к оценке. 

   И так, открываем капот!  Сразу появляется мысль - ТАКИЕ моторы мне еще не встречались  - много fiatовских фишечек, где-то даже интересных решений, а где-то откровенного гемора. Ну да ладно. Крышка привода ГРМ была уже снята (владелец позаботился). Да действительно ремень был не порван, но сточен и очень прилично (См рис.). Мы взяли из багажника новый ремень – он оказался шире в два раза. Стало ясно, что одной заменой ремня точно не обойтись! Нужно искать причину, по которой ремень ГРМ начал сползать и стераться.  Второй момент, который сильно волновал хозяина – это клапана. На 95% я был уверен, что они свое все-таки получили, но надежда оставалась, и это тоже надо было проверить. Фронт работ согласован и понятен -хозяин fiatа умчал на работу.
     Теперь можно спокойно, не торопясь, приступить к вскрытию. Для  лучшего понимания - о чем идет речь и наглядности – ниже выложены фотки мотора  с Exista.

 


              

                          Рис.1                                                                      Рис.2

             

                     Рис.3                                                                           Рис.4

     Первое с чего я решил начать – это ГРМ. Были сняты ролики обводной и натяжной. Визуально все в порядке – следов неравномерного износа на поверхности роликов нет, нет и перекатов при их вращении. Разбираем дальше. Снимаю кронштейн натяжного ролика (конструкция откровенно говоря…) см. рис. 1 поз.4 – первая зацепка. Осью натяжного ролика является болт (рис.1 поз.3) В кронштейне под его шляпу сделана проточка-направляющая (при натяжке ролика ось перемещается по этой направляющей). Так вот, при прошлом ремонте, когда мои коллеги производили сборку ГРМ, шляпа болта выскочила из направляющей и была зажата с перекосом, так как болт является осью натяжного ролика, то, соответственно ролик тоже оказался перекошенным. По этой причине ремень все время пытался соскочить, мешали ему в этом его ширина и шкив приводного ремня. Когда же он стал в половину тоньше все и случилось.

                                         

     Помимо этого кронштейн натяжного ролика оказался восстановленным. Чтобы ролик не вращался, при натяжке, на кронштейне должна быть цилиндрическая отливка, в которую попадает теперь уже направляющая самого ролика. Вместо этой отливки – саморез.  Респект русским мастерам, но все же это не правильно.
     Смотрю дальше! На блоке, в приводе ГРМ нахожу следы моторного масла.  Сальники распред валов сухие. Также обнаруживаю масло в колодцах первого и второго цилиндров. И обильная течь под впускным коллектором. Кстати, обнаружил, что часть крепления коллектора к блоку не затянута.
В общем, мои поиски течи масла привели меня к выводу, что это прокладка постели впускного распредвала (рис.2 поз.2). По результатам осмотра появилась мысль, что мотор недавно делали – достаточно свежий герметик, чистые сальники распредвалов, да и ремню ГРМ нужно не так много времени, чтобы сточиться. Думаю полгода.
      Звоню хозяину и делюсь всем, что нашел. Оказывается история машины следующая.
Ровно год назад, в марте, Лев (так зовут хозяина а/м) приобрел данное «чудо». В июне она закипела. Был произведен ремонт, как положено, со шлифовкой головы. После этого она добегала до февраля, и случилось то, что я уже описывал выше. Кстати, машина с историей – штатно должен стоять мотор 1,4л, фактически 1,6л (который 182А4.000 или ВВ,  103 л.с.).

     Догадка оказалась верна, но сути это все равно не меняет. Теперь было интересно главное – погнуло или нет. Решили снять постель распредвала (все равно прокладку менять) и посмотреть по клапанам. Они должны быть на одном уровне (не 100% метод, но все-таки). Начинаю разбирать. Отсоединяю от коллектор все шланги и патрубки, снимаю верхнюю и нижнюю части впускного коллектора. обнаружив много нештатного крепежа. Наконец появился доступ ко всем болтам обоих постелей распределительных валов. Болты впускного вала выкручиваются ОТ РУКИ!!! Это меня насторожило, но причину я пока еще не понял.  На постели выпускного распредвала пять болтов не штатные, с другой резьбой. После того как были сняты обе постели (я не мог снять их по отдельности – мешал пластиковый щиток, а снимать плавающие звезды я еще не решался), я взял линейку и приложил к клапанам. Выпускные клапана были на одном уровне, впускные нет. Первый клапан третьего цилиндра оказался выше вех остальных. Все надежды рухнули. Ради забавы побаловался эндоскопом, в который удалось разглядеть сбитый нагар с клапанов. Ну а для стопроцентной уверенности в присутствии хозяина а/м мы померили компрессию. Она поставила окончательный приговор. Первый цилиндр 3 бара, второй -3 бара, третий и четвертый – 0 бар!!! Ремонт головки. Кстати, течь масла и ослабленные болты постели – результат удара поршней по клапанам.

     Лев дает отмашку, и приступаю к снятию головки.  В расход под болгарку идет  TORX T60, так как для снятия головки нужен специальный ключ под болты (Шлиц Polydrive или Ribe). Головка снята и вижу следующее:

      

третий и четвертый цилиндры подтверждают результаты замера компрессии. Цилиндры двигателя целые, хон в порядке, с кольцами тоже проблем не было (антифриз оставался в цилиндрах продолжительное время без падения уровня).

 

     Головку разбираю с молотка и отвожу в МАДИ на ремонт. Там должны проверить плоскость  и седла (вместе с головкой сразу привез два новых впускной и выпускной клапана и все старые клапана). Через два-три дня МАДИшный мастер дает заключение по головке: седла ремонт, клапана торцевание, правка огневого пояска и еще что-то, четыре клапана под замену. Общими размышлениями пришли к выводу, что нужно менять все клапана, так как разница между ремонтом и новым клапаном составляла 20-30 руб. Через пару дней голова была готова.
     Привожу все в гараж. Подготавливаю рабочее место и инструмент. Маслосъемные колпачки меняются в лет (наверное, единственное преимущество головки такой конструкции). Далее устанавливаю конструкцию для засухаривания клапанов. И тут вылезает следующий косяк. Удар по клапанам не прошел без последствий. Головка алюминиевая  и при сильной ударной нагрузке резьба просто не выдерживает и витки отламываются. Итог  - вкручиваю болт, а он вылезает вместе с резьбой. Кое-как приделал мост и засухарил все клапана.

       

     Понимаю, что без ремонта резьбы здесь не обойтись. Кстати, на месте тех пяти нештатных болтов, которые я выкрутил при снятии постели выпускного распредвала, уже стояли футорки. После осмотра головки стало понятно, что футорки нужно ставить во все оставшиеся пятнадцать мест.
     Вопрос. Где искать? В своей практике я сталкивался либо с самодельными ввертышами, либо с футорками фирмы WURTH, которые в виду своей технологичности очень дорогие. Но кто ищет, тот всегда найдет! Спасибо инету. Есть недорогой альтернативный набор по восстановлению резьб одной смоленской фирмы, который и был успешно приобретен и использован. Эту процедуру наглядно опишу фотками.

           

   

           

     Готово!!!   Головка, между прочим, тоже с историей. Вместо оси обводного ролика мощная самопальная шпилька

.

          Итак, головка готова. новые болты есть прокладки есть – все есть. Можно приступать к сборке.
     Очистив привалочные поверхности блока и головы, беру прокладку клапанной крышки, и снова появляется странное предчувствие: упаковка (целлофан) вскрыт, на прокладке кое-где налет (похож на мел).  Все равно решаем ставить . Затягиваю болты головки блока и все-таки решаю провернуть коленвал.  Вал не вращается ни в прямом, ни в обратном направлении! Понимаю, что что-то не то с прокладкой головки блока цилиндров. Разбираю! Сравниваю новую и старую прокладки - из серии найди одно отличие (на втором рисунке новая прокладка поверх старой):

     

    Итог:  прокладка под другой диаметр цилиндров.  Оказывается, со слов продавца, у Фиата есть два мотора 1,6 л с разными диаметрами цилиндров. На самом деле, я думаю, что мне досталась прокладка от мотора 1,4 л, не даром упаковка была вскрыта.
     Пока обменивали прокладку, решил поменять передний сальник коленчатого вала. Там меня тоже ждал сюрприз. Носок коленчатого вала, на который одевается шкив приводных ремней обломан, гайка прикипела так, что штампованная головка на 36 (другой не было) была "развольцована", даже после отжига, WD, отжига, WD, обстукивания, WD, отжига и тд… В конце концов гайка сдалась.

           

     Наконец –то привезли нужную прокладку и головка была установлена.

     Дальше началось самое интересное -  «творческие муки», как я это называю. Вопрос в чем! Как выставить фазы ГРМ???  Ремень был порван, своих меток не поставить, а старых меток на звездах три комплекта!!! Плюс ко всему звезды не имеют шпонок.  Интернет пестрит этой проблемой.  В дилерских условиях есть спец инструмент – кондуктора. Их два, один для впускного вала,  другой – выпускного. Они прикручиваются вместо заглушек распред валов со стороны КПП.  В интернете большинство моих коллег бежало к токарю, нужно только выбрать правильный  чертеж, которых полно. Я, понимая что это долго , да и токаря еще искать надо, вариант этот сразу отсеял.  Оставалось либо изготовить эти кондуктора из штатных крышек, либо взять  кондуктора напрокат.  Я обзвонил трех ближайших дилеров и объяснил каждому мастеру приемщику суть просьбы.  Шок! Кондукторов  у ДИЛЕРА нет и врятли я их найду. И машины «такие» в ремонт уже не берут.  Был дан мне ответ .  Деваться не куда решил изготовить кондуктора сам.

     Идея заключалась в следующем. Кондуктора – это те же крышки (заглушки) , только  уних есть шип, который в свою очередь входит в паз на торце распредвала, блокируя его.  Мне нужно изготовить два шипа и правильно внедрить их в заглушки.

            

                                                    

     Получилось неплохо со второй попытки, но всетаки был люфт  градусов так пять (правда шипы были просто вставлены, не вклеены) , что, признаться, не очень то устраивало.  По форумам ребята писали, что с изготовленными у токаря кондукторами  машина не завелась.  Поэтому я тешил себя мыслями, что им достался неправильный чертеж.

     Кстати, забыл написать.  На одном из форумов я нашел чертеж  с положительным результатом пуска мотора. Из него сделал полномасштабную модель кондуктора и решил разметить крышки (заглушки).  Получалась полная нестыковка. Взаимные положения зубьев в крышках и пазов в распред валах не соответствовали тактам работы мотора. Только после долгих примерок и размышлений пришло озарение. Эти итальянские г…ы вместо первого цилиндра  фазы ставят по четвертому цилиндру.  Тут то все и срослось.  Крышки были размечены и пропилены.
     Конец близится! Буду ставить постели распредвалов на место. Очищаю поверхности. Вставляю на место гидрокомпенсаторы. По какой-то причине (не помню) решил провернуть один из распред валов.  Пара гидрокомпенсаторов по сравнению с другими как-то низко вылазит  на «гребне» кулачков. Вот и следующий сюрприз не заставил себя долго ждать!!! Он обошелся хозяину в «копеечку».  Два кулачка на одном валу и один на другом стерты почти в ноль.   

                                       

    Пришлось покупать!

     Итак постели поставлены, сальники поменяны, звезды на распредвалы наживлены.  Подошли к самому интересному и ответственному моменту.  Я не стал пользоваться изготовленными кондукторами. Все оказалось намного проще.  У меня было опасение, что когда я притяну постели пружины клапанов нагружаясь провернут распредвалы и оставят их в нагруженном состоянии. Однако валы легли удачно – их можно было провернуть в обе стороны на достаточный угол.  Далее я просто воспользовался моими бумажными  шаблонами и на глаз выставил валы.  Протянул звезды, поставил свои метки. И протянул ремень.  Кстати, натянул его с помощью обычной монтировки и никаких специальных ключей там не нужно.

                                                                           

     Машина отблагодарила меня за работу, заведясь что называется «с полоборота» и работала спустя 10-15 минут ровно, без намеков на какие-либо неисправности.
     Я сильно затянул с публикацией данного случая. Прошло уже 1,5 года – машина бегает!

                                                                              

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Голосование

Качество услуг
 

Произвольное фото